Спасибо! Ваше письмо отправлено.
к событиям
рассказать

6 мая - Егорьев день

Среди весенних народных праздников важное место занимает Егорьев день, который отмечается 6 мая, а по старому стилю - 23 апреля. В христианской традиции это день памяти Святого Георгия Победоносца. В народном календаре праздник считался началом настоящей весны и тепла. В этот день у славянских народов было принято совершать первый выгон скота на пастбище. В сознании людей Святой Георгий был покровителем домашних животных.

Первый выгон скота включает в себя определенные обрядовые действия, которые известны всем восточным славянам. Хозяин дома обязательно надевает праздничную одежду. Он берет с собой сумку, в которую ему кладут кусок хлеба, соль, крест из теста, спеченный в среду четвертой недели Великого Поста, три небольших камешка, нож, замок, безмен, топор, куриное яйцо, громницу (свечу, освященную в церкви 2 февраля). Затем он с обнаженной головой идет в хлев и выгоняет оттуда во двор весь свой скот. После этого он вытаскивает из соломенной крыши амбара три горсти соломы, вынимает из колодца наполненное до краев ведро воды и обносит его вокруг животных. Затем он перебрасывает через все стадо камень и брызжет на животных водой. Еще раз черпает из колодца воду и обходит вокруг животных, повторяя эту церемонию трижды.

Потом закапывает около ворот замок, безмен, топор и яйцо, разводит на этом месте небольшой костер и бросает в огонь взятую с крыши солому. Проделав все это, он передает сумку пастуху, и тот перегоняет весь скот через огонь со двора на улицу и гонит его в поле или в лес. Хозяин со всей своей семьей идет следом. В первый день стадо остается на пастбище очень недолго. По возвращении раскапывают зарытое в землю яйцо. Если оно остается целым, значит, летом весь скот останется невредимым. В разных губерниях существуют местные особенности этого обряда.

У русских пастухи обычно получают плату натурой: пастух питается и ночует у всех крестьян поочередно, собирает несколько раз в лето продукты, главным образом яйца, и нередко получает от своих хозяев одежду. От каждого из крестьян, чей скот он пасет, пастух может поочередно получить на один день одежду, которую должен назавтра вернуть. Своя у него только легкая обувь. У севернорусских крестьян в отдельных районах пастухов даже боятся. Это в особенности относится к крайнему северу (Архангельская и Олонецкая губернии), где домашний скот находится под угрозой нападения диких зверей и где слабо развито земледелие. Страх перед пастухами порожден главным образом суеверием. Считается, что пастухи - колдуны, связанные с лешими. Народ верит, что пастух заключает с лешим договор, по которому леший обязуется охранять стадо. За это леший получает в течение лета двух-трёх коров. Для того чтобы скрепить этот договор, пастух произносит заговор и бросает в лес замок, запертый на ключ. Леший поднимает замок и отпирает или запирает его, в зависимости от желания пастуха. При этом считается, что скот ходит только тогда, когда замок отперт. Если же он заперт, скот либо останавливается, либо ложится. Таким образом, скот полностью зависит от пастуха.

Чтобы поддержать это суеверие, пастух бывает очень молчалив. Перед началом пастьбы он совершает магический обход стада и произносит заговор, утверждая при этом, что теперь до конца пастьбы ему нельзя ни продать, ни отдать хотя бы одно животное, иначе заговор потеряет силу.

Материал подготовлен ведущим научным сотрудником отдела этнографии Ириной Назаровой

В оформлении статьи использована картина В. Маковского "Пастушки"