Спасибо! Ваше письмо отправлено.
к событиям
рассказать

В музее состоялась лекция из цикла «Как понимать русское искусство», посвященная авангарду и соцреализму

Встреча была посвящена искусству первой половины XX века. В начале лекции в центре внимания оказались поэты-футуристы и художники объединения «Бубновый валет» с их новым видением развития культуры и синтеза искусств. Последовательный отказ от академического художественного языка был прослежен через творческие поиски мастеров в кубизме, алогизме и супрематизме на примерах работ М. Ларионова, Н. Гончаровой, М. Шагала и других.

Слушатели смогли также познакомиться с такими локальными творческими исканиями, которые не стали впоследствии «большими стилями». К их числу, например, можно отнести «лучизм», который разрабатывали в своем творчестве М. Ларионов и Н. Гончарова. Однако у того же Ларионова можно найти образцы «наивной» живописи. Уход в беспредметное искусство не был манифестирован этими художниками.

Беспредметность как новую форму художественного языка манифестировали два наиболее ярких представителя этого времени – Василий Кандинский и Казимир Малевич.

В творчестве Василия Кандинского в рамках лекции был показан путь художника от импрессионизма через постимпрессионизм к абстракционизму, когда выразительным становится не содержание предмета, а форма и цветовое пятно. Это же находит отражение и в названиях, которые художник дает своим картинам – он именует их «композициями» и присваивает им порядковые номера. Известно, что Кандинский обладал «музыкальным» зрением, поэтому за счет цветовых решений его картины должны были «звучать» подобно симфониям.

Казимир Малевич – самый яркий представитель авангардного искусства, чьи художественные искания последовательно манифестировались.

«Малевич был великим мистификатором, – отметила в рамках лекции искусствовед Яна Травкина. – Нередко он датировал свои работы более ранним годом, чтобы намеренно «выстроить» свое творчество, разграничить его этапы для потомков, которые станут заниматься его изучением».

Как и Кандинский, Малевич постепенно отходит от изобразительного ряда. Знаковое для своего времени произведение при его участии – опера Кручёных и Матюшина «Победа над солнцем», где Малевич выступил декоратором и художником по костюмам. Сюжет оперы написан в рамках художественных исканий своего времени: герои либретто, «будетляне» – люди будущего – намереваются уничтожить солнце, поскольку оно принадлежит старому миру. В основе оформления, сделанного Малевичем для этой постановки, уже лежат «супремы» – разноцветные плоскости простейших геометрических очертаний.

Вершина поисков нового художественного языка – знаменитый «Чёрный квадрат». В этой работе воплощается максимальная экономия изобразительно-выразительных средств. «В природе не существует квадрата, - напомнила слушателям Яна Травкина. – Квадрат есть произведение человеческого разума. Поэтому «Квадрат» Малевича – это та самая «победа над солнцем»: формула всего мира в своем самом минималистическом прочтении».

Вторая часть лекции была посвящена послереволюционному искусству. Посетители могли увидеть, как постепенно авангард, с восторгом принявший Революцию 1917 года, стал вытесняться, не принятый и не понятый народной массой. К 1932 году авангардные направления в искусстве были запрещены, и на смену им пришло искусство, созданное по государственному заказу – соцреализм. В рамках встречи были продемонстрированы репродукции работ А. Герасимова, И. Бродского, А. Самохвалова, А. Дейнеки.

Следующая лекция состоится 15 декабря и станет последней из цикла.