Спасибо! Ваше письмо отправлено.
к событиям
рассказать

Этнографическая экспозиция

Все о традициях, обрядах и культуре народов, населявших Самарский край в XIX-XX веках.

Запись на экскурсии по телефону: +7 (846) 333-64-23

Самарская область – многонациональный регион. По данным последней переписи населения на ее территории проживают представители 157 народов. Этническое многообразие складывалось на протяжении нескольких столетий с момента присоединения Поволжья к Российскому государству и освоения его оседлым населением. Потоки переселенцев шли из северных и южных территорий. Основную роль в формировании современного этнического состояния играли семь народов, которые и по сей день проживают в Самарской области – русские, мордва, чуваши, татары, украинцы, башкиры и казахи.

Но кем бы не родился человек по своей национальности, за свою жизнь он проходит одни и те же этапы, пересекает одни и те же рубежи. В народной философии есть понятие «жизненного круга» – жизненного пути человека, который проходит каждый из нас. И в этом кругу жизни человеку ставят четыре стола – отмечают четыре важных момента человеческого бытия. Первый стол в жизни человека связывается с его рождением. Второй стол – совершеннолетие, переход во взрослую жизнь. Третий стол – свадебный, самый яркий и красивый. И четвертый стол связан с поминовением, когда, по представлениям многих народов, человеческая жизнь не заканчивалась, а продолжалась в ином мире.

Мы остановились на пороге первого дома, где ожидают появления на свет человека. Люлька, колыбель или зыбка – место, где младенец проведет первые месяцы своей жизни. Огонь в печи, очаг – место, которое обогревает дом и семью, место, где готовят пищу. Этот «материальный» центр дома часто называли – бабий угол.

В противоположном углу также был огонь, огонь в лампаде, огонь перед иконой. Этот духовный центр дома – божница или Красный угол. Ребенок находился всегда на глазах у матери, какими бы домашними делами она не занималась. Но как правило ребенок появлялся на свет не в доме, а в хлеву или бане. Младенца омывали и заворачивали в деталь одежды одного из родителей.

Через некоторое время после рождения, устраивали первый праздник в жизни человека, связанный с появлением на свет. Ставили стол, принимали гостей, приносили подарки матери и малышу. К этому моменту в православной традиции ребенка крестили и нарекали именем. В пространстве такого дома проходила вся жизнь человека. Это мог быть русский дом, мордовский, чувашский… Но это дом православного христианина, о чем нам говорит икона, располагающаяся в красном углу.

В традиционной культуре совершеннолетие человека определялось по физическому взрослению. В этот период изменялся и внешний облик человека, и его одежда. Мы с вами оказались на пороге бани. Именно здесь проходил один из обрядов, связанных с совершеннолетием девушки. До совершеннолетия она носила подпоясанную вышитую рубашку. Пояс был обязательным элементов в костюме как мужчины, так и женщины, его считали оберегом. С наступлением взросления появлялись новые элементы костюма. Это красная понева – вид набедренной одежды, предшествовавшей современной юбке. Красному цвету в традиционной земледельческой культуре придавалось особе значение. Это цвет солнца, богатства, благополучия, плодородия, молодости и красоты. Во время обряда девушка одевала ее особым образом – зашагивала или запрыгивала в поневу с полога в бане, или с порога бани. Такой обряд назывался «запрыгивание в поневу».

Менялся ее социальный статус. Из разряда подростков она переходила в разряд невест – девушек готовых к замужеству, а яркая одежда давала знать об этом событии окружающим. Все было направлено на то, чтобы обрести свою вторую половину, выполнить самую важную социальную задачу в жизни человека – обрести семью и оставить потомство.

Свадебные традиции народов наиболее яркие и праздничные. Мордовская народная мудрость гласит «Девку в колыбельку, а приданное в коробейку». Приданное – это те вещи, которые давались девушке ее семьей при переходе в новый дом при замужестве. В приданное могла войти утварь, животные, предметы хозяйственного инвентаря. Большое внимание уделялось сундуку невесты. Сундук мордовской невесты-парь имел округлую форму, изготавливался из цельного куска дерева. В него складывали постельные принадлежности, полотенца, занавески, скатерти, детали костюма. Формировать приданное для невесты начинали с 7-8 лет, когда девочку обучали женским ремеслам – прядению, ткачеству, вышивке, шитью, вязанию. Просватанной невесте в приближении свадьбы дополнять приданное помогали ее подруги.

У самарской мордвы накануне свадьбы приданное невесты укладывалось в сундук особым образом. Пустой парь обносили сначала горящей лучинной, веря в очистительную силу огня, затем иконой и читали молитву. Для пожелания богатой и счастливой жизни осыпали хмелем и зерном. Помогала в укладке приданного взрослая замужняя женщина, но не мать. Это могла быть крестная или заловка (жена брата). В парь нашей невесты укладывают праздничные и будничные рубашки – панар, халатообразную одежду замужней мордовки – рутя, головной убор замужней женщины – панго, поясное украшение – пулагай. Выходя замуж костюм девушки менялся, и по ее внешнему виду каждый человек мог распознать ее новый социальный статус.

В мордовском доме при подготовке к свадьбе звучал плач невесты. Это особый песенный жанр. В поэтической форме невеста оплакивает уходящее беззаботное девичество, с опасениями ожидает уход в новую семью, прощается с пространством дома, населяющими его духами. По народным представлениям она становится чужой этому дому, переходит в иное пространство, где будет хозяйкой.

В татарском доме события свадебного дня идут свои ходом. Мать невесты смотрит все ли готово к приему гостей и свадьбе. По татарской традиции она проходит в доме невесты. Сюда приезжает мулла и жених со своими родственниками и свидетелями. К приему гостей все готово. Именно они будут придирчиво рассматривать развешенное по стенам приданное невесты, решая на сколько она хорошая хозяйка. Большое внимание уделялось подушкам и перинам, полотенцам, сотканным и вышитым руками невесты. В татарской культуре полотенцем встречали гостя, предлагая ему умыться с дороги. Полотенцем награждали в состязаниях самого сильного и выносливого мужчину на празднике Сабантуй. В последний путь человека тоже сопровождало полотенце. Скоро начнется свадебный пир. Зазвучат поздравления в адрес молодых, пожелания богатой счастливой жизни и прибавления в семействе.

В русском доме тоже свадебные торжества. Молодые вернулись из церкви, где по православной традиции происходит обряд бракосочетания. Теперь они муж и жена не только перед людьми, но и перед Богом. На пороге дома жениха родители жениха встречают молодых. У отца в руках икона – залог духовного благополучия и лада в семье. У матери - хлеб и соль, обещающие богатство и достаток в доме. Свадебный костюм невесты состоит из рубахи, красного праздничного сарафана, головного убора - повойник и кружевной косынки. Это прообраз современной фаты, символ чистоты и непорочности. Повойник расшитый золотным шитьем показывал новый социальный статус замужней женщины. На женихе рубашка, вышитая невестой в подарок перед свадьбой. В орнаменте использовались образы короны – свадебного венца.

Свадебный поезд помогал собирать жениху его дружка. Дружкой выбирали близкого приятеля, молодого человека бойкого на язык, крепкого физически, который и определял ход свадебного действа. Дружка становился новым названным родственником для молодой семьи. На него всегда могли рассчитывать в помощи или совете. В обязанности дружки входил выкуп невесты в доме ее родителей, сопровождение молодых в храм «к венцу», затем в новый дом на свадебный пир. Здесь ставился третий стол в жизни человека – свадебный. По представлениям многих народов человек вступая в брак как бы уходит от семьи, вырастившей его, вступает на новый жизненный путь, переходит в мир семейных людей со своими делами и заботами.

В народном представлении часто были созвучны два определения «жизненный круг» и «круглый год». Человек проводил параллели между своим жизненным путем и годовыми природными циклами. Так весну сравнивали с детством, лето, как период расцвета, сравнивали с молодостью человека, осени близка зрелость, а седая зима похожа на седую старость. Но, как и в природе, одно время года сменяется другим, столь же неизбежен и круг жизни человеческой.

В культуре разных народов представления о том, что ждёт человека после смерти очень разнообразны. По поверьям чувашей-язычников, человек, умирая попадал не на небо, а возвращался к матери-земле. И его дух обитал рядом с могилой. На чувашском языческом кладбище ставилась плита или столп с выемкой, имитирующей лицо человека – юпа или юба. К дням поминовения готовили специальные напитки и угощения, старались к этому времени вернуться домой из поездок, собирались семьей и шли на кладбище помянуть своих родных. Приносили угощение и посвящали время общению с теми, кто ушел в мир иной. Здесь старались поделится своими радостями и горестями, просили совета или заступничества. Чуваши верили, что в ином мире человек продолжает существовать и заниматься всем тем, чем он был занят при жизни. И всегда можно было рассчитывать на совет, заступничество, оказывая умершим должное почтение и не забывая их. Жизненный цикл убеждал человека, что жизнь его не конечна, что в ином мире будет продолжение его существования, а на земле на смену ему приходят новые поколения.


Обратите внимание на нашу виртуальную коллекцию предметов из фонда музея ;)