Спасибо! Ваше письмо отправлено.

Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина: страницы истории

(по статье: Сташенков Д.А. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина: страницы истории // Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина. История и современность. Самара. 2011.

Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина имеет длительную историю. Так сложилось, что среди губернских городов Поволжья именно Самара первой обзавелась собственным музейным собранием. Возникновение публичного музея в Самаре, хотя и явилось закономерным следствием бурного торгово-экономического развития города в пореформенный период, было инициировано конкретным человеком – выдающимся самарским общественным деятелем Петром Владимировичем Алабиным.

Еще 29 января 1880 г. на заседании Самарской городской думы гласный думы, недавний губернатор Софии, П.В. Алабин вынес на обсуждение составленный им «проект устройства здания для публичной библиотеки и музея, устройства и хранения музея». В проекте предлагалось «соорудить приличное здание для существующей уже в Самаре библиотеки и в том же здании устроить публичный музей, который имел бы средством изучения Самарского края в отношении естественном, сельскохозяйственном, техническом и историческом».

Решение последовало уже через неделю - 5 февраля 1880 г. Дума постановила возвести на углу улиц Дворянской и Алексеевской здание для публичной библиотеки «с устройством в оном музеума».

Вероятно, еще до принятия решения П.В. Алабин развернул активную деятельность по комплектованию коллекций будущего музея. Иначе сложно объяснить тот факт, что уже через две недели, 19 февраля 1880 г., в музей, который существовал пока только на бумаге, поступает первая коллекция: «одежда и принадлежности туркмен» (седло, шашка, штаны, рубаха, сапоги, халат – всего 14 наименований). Первым дарителем был Великий князь Николай Константинович. Внимание к зарождавшемуся музею со стороны члена императорской семьи было не случайным: Петр Владимирович тщательно продумал будущую судьбу своего детища, связав его организацию с празднованием 25-летнего юбилея царствования Александра II.

Подготовительную работу по созданию музея облегчало и то, что первоначально для него не требовалось ни отдельного помещения, ни отдельного штата сотрудников. Музейная деятельность должна была осуществляться в составе существующей Публичной библиотеки. 15 апреля 1882 г. П.В. Алабин становится первым заведующим учреждений, формируемых при Александровской публичной библиотеке: музеем и Залом императора Александра II. Интересно отметить, что проект Зала императора Александра II, подготовленный П.В. Алабиным и представленный Библиотечным комитетом на рассмотрение Самарской городской думы, официально был утвержден только 15 декабря 1882 г., через восемь месяцев после назначения заведующего.

Первоначально бюрократические проволочки в деле музейного просвещения самарских обывателей удавалось свести к минимуму: так, уже с 1883 г. Дума начала выделять средства на устройство Зала императора Александра II. И, хотя формально «Зал» был еще закрыт для официального посещения, с формирующейся коллекцией получили возможность познакомиться почетные гости Самары. Среди первых посетителей, оставивших записи в специально заведенной «особой книге для собственноручной записки почетнейших посетителей «Зала» и публичной библиотеки», были бывшие самарские губернаторы: член Государственного Совета, Статс-секретарь Константин Карлович Грот и Сенатор, Тайный Советник Борис Петрович Обухов.

Из сохранившихся документов видно, что с залом, посвященным императору Александру II, дела обстояли сравнительно благополучно. Однако создание полноценного музея требовало длительного времени. Завершить его организационное оформление помог очередной юбилей, инициированный теперь уже самарским городским головой П.В. Алабиным. Новая должность и широкие полномочия в полной мере позволили Петру Владимировичу проявить свои административные таланты. Возможно, именно склонность П.В. Алабина к просветительству и историческим исследованиям привела к тому, что в 1886 г. по его инициативе торжественно отмечалось 300-летие основания Самары и 25-летие образования Самарской губернии.

В рамках юбилейных мероприятий в июле 1886 г. была активизирована работа по комплектованию фондов музея через обращения к частным лицам, учреждениям, ученым обществам.

2 августа 1886 г. Петр Владимирович Алабин представил на рассмотрение Самарской Городской думы доклад Самарской городской управы с проектом создания в городе публичного музея в честь императора Александра II.

В разработанном П.В. Алабиным проекте были определены задачи и направления деятельности музея, его устройство и система административного руководства. Создаваемое учреждение под названием «Самарский публичный музей» находилось в ведении Попечительского Комитета Александровской публичной библиотеки.

13 ноября 1886 г. Самарская городская дума постановила: доклад принять и разрешить приём предметов для музея. Именно эта дата сегодня отмечается как День рождения музея. Нужно отметить, что благодаря разносторонним интересам основателя музея комплектование его коллекций велось по самым разным направлениям, которых первоначально было 16. В 1890 г. комплектование фондов музея проводилось по 10 отделам: историческо-археологическому; нумизматическому; минералогическому; геологическому; палеонтологическому; зоологическому; ботаническому; технических производств; этнографическому; местных кустарных производств.

Среди первых даров уже юридически существующему музею были альбом фотоснимков солнечного затмения 1887 г. самарского фотографа А.Васильева; нумизматическая коллекция и комплекс предметов из погребения, разрушенного при строительстве железнодорожной станции Кинель, переданные самим П.В. Алабиным; собранные преподавателем Самарского реального училища П.А. Ососковым палеонтологические и минералогические образцы; гербарии; альбом фотопортретов гласных Самарской Городской Думы со времени введения городового положения и т.д.

Долгое время музей, находившийся на правах отдела в составе Александровской публичной библиотеки, располагался в нескольких комнатах на втором этаже в доме купца Ю.Б. Христензена, и показать музейную коллекцию в полном объеме в этих условиях было невозможно. П.В. Алабину, при его колоссальной энергии и административных возможностях, так и не довелось увидеть свое детище в достойном помещении, хотя, как мы помним, решение построить отдельное здание для музея и библиотеки Самарская городская Дума приняла ещё в 1880 г. К 1885 г. были подготовлены необходимые документы и для строительства было собрано 30 тысяч рублей, чего хватало для начала работ, но архитектурный проект самого здания отсутствовал. В 1887 г. академик архитектуры В.О. Шервуд, автор проекта Императорского Исторического Музея в Москве, в качестве дара Самарской Городской Думе подготовил эскиз фасада планируемого здания. Комитет библиотеки принял этот эскиз за основу разрабатываемого при посредничестве городского архитектора К.Д. Гордеева проекта.

Возможно, строительство шло с задержками по банальной причине: в городе недоставало денежных средств. Уже в 1890 г. специально на содержание музея Городская Дума деньги не выделила, и минимально необходимые расходы в размере 283 руб. 56 коп. были произведены из и без того небольшой суммы в 500 руб., отпущенной на устройство «Зала императора Александра II». С истечением срока полномочий П.В. Алабина как городского головы ситуация ухудшилась. В 1891 г. председатель попечительского Комитета при Самарской Публичной библиотеке и музее, П.В. Алабин, стал председателем Самарской губернской земской управы, а, следовательно, не мог избираться на должности по городскому управлению. Бросить музей он не мог, и выход был найден. 11 апреля 1891 г. гласный Самарской городской думы В.Е. Буслаев выступил с заявлением о необходимости передачи публичного музея и зала императора Александра II Губернскому земству. В заявлении говорилось, что большие ценности могут быть утрачены из-за невозможности обеспечения необходимых условий хранения, так как у города нет средств. И поскольку музей принадлежит не только Самаре, а всему краю, о нем должна позаботиться губерния.

Заведующим Самарским публичным музеем и Залом императора Александра II остался П.В. Алабин.

Музей продолжал постепенно развиваться. Приобретались витрины, готовились новые экспозиционные комплексы. Фонды музея пополнялись как путем закупок, так и через дары от частных лиц и организаций. Среди дарителей необходимо отметить в первую очередь самого П.В. Алабина, преподавателя Самарского реального училища П.А. Ососкова, передававшего в музей палеонтологические, минералогические и археологические находки, а также бывшего Самарского губернатора К.К. Грота. Интерес к музею продолжали проявлять члены императорской фамилии и официальные лица. В 1891 г. Великий князь Георгий Михайлович прислал в музей только что изданный свой труд «Русские монеты 1881-1890 гг.», а на следующий, 1892 г., коллекцию документов, фотографий и книг музею передал К.К. Грот, собственный портрет пожаловал Залу императора Александра II Великий князь Сергей Михайлович, а директор Московского и Румянцевского музеев, действительный статский советник В.А. Дашков передал в «Зал» 20 наименований русских и иностранных книг в 24 томах и Альбом портретов лиц, отличившихся в войне 1853-1856 гг., состоявший из 7 тетрадей.

До своих последних дней П.В. Алабин занимался музеем, обрабатывая коллекции и готовясь к переезду музея и библиотеки в новое здание. Среди его последних работ – первое описание археологической коллекции музея: «Древности, найденные в Самарской губернии и хранящиеся в Самарском публичном музее» (Самара, 1895 г.).

10 мая 1896 г. П.В. Алабина не стало. В память о его заслугах Самарская городская дума постановила установить в музее на специальном постаменте портрет П.В. Алабина, выполненный по заказу Городской управы академиком живописи А.Н. Новоскольцевым. Последний дар от своего основателя музей получил 7 июня 1896 г., когда, согласно завещанию П.В. Алабина, его вдова В.В. Алабина обратилась с просьбой принять в музей две витрины со старинными монетами и медалями, а 22 апреля 1898 г. его сын А.П. Алабин пожертвовал музею мюнцкабинет П.В. Алабина.

Переезд Городской библиотеки и Городского музея в новое здание, приобретенное городской думой – дом, где размещалось Благородное собрание, на улице Дворянской, 145 (сейчас Куйбышева, 131), начался в июле 1896 г., и 15 августа он завершился. Почти два года понадобилось для ремонта помещений, изготовления мебели и выставочного оборудования и расстановки коллекций Самарского публичного музея и Зала императора Александра II. 24 мая 1898 г. музей был открыт. Музей занимал две комнаты и имел право помещать картины художников в общем зале с библиотекой. Первая экспозиция музея имела 12 разделов: археологический, сельскохозяйственный, кустарный, этнографический, художественный и др. Музей был открыт для публики по средам с 10 до 15 часов бесплатно, а в воскресные, праздничные и табельные дни с 11 до 15 часов за плату, по 10 коп. с человека. Для приезжих музей открывался за ту же плату и в те же часы и во все прочие дни недели. Посещение музея в праздничные дни для учащихся было бесплатным.

Почетные гости, присутствовавшие на торжественном открытии музея (Самарский губернатор А.С. Брянчанинов, Городской голова П.А. Арапов и др.) получили составленный новым заведующим музеем Н.М. Федоровым подробный «Указатель предметов, хранящихся в Самарском публичном музее».

Петр Владимирович Алабин. 1880-е гг.
Первое здание музея в доме Христензена (на фото - первый дом слева). 1880-е гг.

Нужно отметить, что музей стремился информировать жителей города о своей деятельности. Так, в «Самарском листке объявлений» ежемесячно публиковались отчеты о количестве посетителей музея и «Зала Императора Александра II», а также о пожертвованиях и приобретенных музейных предметах.

К концу 1890-х гг. относится начало активной музейной деятельности еще одного выдающегося самарца – К.П. Головкина, на протяжении многих лет курировавшего созданный по его инициативе художественный отдел музея. Многие художники России, среди которых были М.В. Нестеров, К.Ф. Юон, откликнулись на подготовленное в 1898 г. К.П. Головкиным и разосланное Городской управой письмо-обращение с просьбой присылать свои произведения в дар новому отделу Самарского городского музея. Свои работы музею регулярно передавал сам К.П. Головкин и другие самарские художники.

Ситуация на рубеже веков в музее была непростой. Достаточно отметить, что за пять лет в роли заведующего музеем побывали три человека: после Н.М. Федорова заведующим Самарским публичным музеем в октябре 1900 г. стал член Библиотечного комитета А.А. Смирнов, а в 1901 г. - С.Е. Пермяков.

Музей в начале XX века имел семь отделов: археологии и истории края, этнографии, промыслов (сельское хозяйство, кустарные промыслы), зоологии, ботаники, геологии и минералогии, отдел художеств. В годы русско-японской войны началось комплектование коллекции о текущих военных событиях, но для полноценной работы помещений музею не хватало.

В декабре 1907 г. в Самаре было организовано «Общество по сооружению в Самаре Дворца Культуры», в которое вошли самарские художники и любители древностей К.П. Головкин, П.А. Преображенский, В.А. Михайлов, В.В. Гундобин, П.А. Арапов и др.. Значительное место в будущем «Дворце» планировалось отвести музею. На строительство Дворца культуры (он также назывался Домом науки и искусств) К.П. Головкин готов был выделить 600 000 рублей из собственных средств. К сожалению, город предложение Общества не принял.

Несмотря на это, вокруг музея продолжал формироваться «музейный актив» из самарских краеведов и коллекционеров. В 1914 г. началась работа по созданию отдела Первой мировой войны, который был сформирован к 1917 г. Общественное движение получило и формальное организационное выражение - весной 1915 г. при Самарском городском музее был организован Музейный кружок, на базе которого в мае 1916 г. возникло Самарское Археологическое общество.

Февральская революция не привела к серьезному изменения положения. Был назначен новый директор - К.П. Головкин, закрыт Зал императора Александра II, организован отдел «Война и русская революция». В августе 1917 г. в Городской музей благодаря усилиям члена Самарской Губернской Архивной Ученой Комиссии С.А. Хованского был передан Аксаковский архив.

После Октября 1917 г. у музея появился новый директор: известный самарский краевед Ф.Т. Яковлев. Самарский публичный музей был переименован в Самарский городской музей, а руководила им Комиссия по заведованию Самарским городским музеем (1917-1919).

Фонды музея в это время активно пополнялись. В апреле 1918 г. С.А. Хованский привез в музей фундаментальную библиотеку Самарской духовной семинарии с рукописным фондом. По рекомендации В.В. Гундобина в художественный отдел музея была передана коллекция русской живописи XIX - начала XX вв., собранная П.И. Шихобаловым. Среди привезенных полотен были работы В.Е. Маковского, К.Е. Маковского, В.Д.Поленова, И.Е.Репина, В.И. Сурикова, Н.А. Ярошенко.

В мае 1918 г. в фондах музея находилось около 22 000 музейных предметов. Коллекции были разделены на 22 отдела: антропологический, археологический, военный, географический, геологический, зоологический, кустарный, палеонтологический, полицейский, революции, сельскохозяйственный, технический, церковный, энтомологический, этнографический и др. В марте 1919 г. было решено организовать при Самарском городском музее отдел изящных искусств и просить Совет Государственного Эрмитажа, отдел Изобразительных искусств, Совет Московского Исторического музея и бывший Музей Императора Александра III о пополнении коллекций и фонда музейной библиотеки. Тогда же музей сменил статус: стал называться не городским, а губернским.

В июне 1919 г. к Губернскому музею был присоединен естественно-исторический музей Самарского университета (в здании университета для него не нашлось места).

Но уже в конце лета 1919 г. для музея настали тяжелые времена. В сентябре 1919 г. Губернский Отдел народного образования с целью ревизии музея создал Коллегию по делам охраны памятников искусства и старины в составе К.П. Васильева, А.М. Гинцбурга и Л.В. Идлиса. По итогам ревизии было принято решение о закрытии музея, Комитет по заведованию был отстранён от руководства Музеем, а в ноябре 1919 г. многие члены Комитета по заведованию Музеем были арестованы.

Действия «музейной тройки» едва не привели к полному развалу музея. Для посетителей музей был закрыт, сохранность имеющихся в нем экспонатов не обеспечивалась. Для спасения музейного собрания по инициативе Самарского общества археологии, истории, этнографии и естествознания при Самарском университете 15 марта 1921 г. для приёма, учёта и управления Музеем из числа членов Общества была создана Музейная Коллегия. Директором Самарского губернского научного музея становится профессор Самарского университета А.С. Башкиров, а после его отъезда в Москву в августе 1922 г. – профессор В.В. Гольмстен.

Именно на долю В.В. Гольмстен выпала тяжелейшая задача преобразования музея в подлинное научное и культурно-просветительное учреждение. Были заново составлены инвентарные книги, описи коллекций, налажена система учета, в 1923 г. музей был вновь открыт для посетителей. Благодаря В.В. Гольмстен, которая продолжала оставаться еще и директором музея Самарского общества археологии, истории, этнографии и естествознания, в Губернском музее появилась подлинно научная составляющая – проводились археологические экспедиции, готовились к публикации результаты исследований. В сложных условиях мизерного финансирования музей развивался, расширяя свою деятельность путем создания музеев-филиалов, содержание которых брали на себя другие организации: Аксаковской комнаты и Комнаты старой Самары при СОАИЭ; Военного музея при Управлении военными заведениями ПРИВО; Историко-революционного музея; Криминального музея при УРО (Уголовном розыске).

В 1924 г. Самарский губернский научный музей получил дополнительную площадь за счет библиотеки, переведенной в другое здание. Кроме вновь созданного краеведческого отдела, музей имел отделы: естественно-исторический, истории культуры и религий, художественный.

В марте 1925 г. Самарский губернский научный музей был переименован в Самарский государственный областной музей, а в 1929 г. – в Самарский областной музей краеведения, в 1931 г. – в Средне-Волжский краевой музей.

Со второй половины 1920-х гг. научная составляющая в деятельности музея под напором административных требований отходит на второй план, хотя фонды музея продолжали пополняться (в 1931 г. музею были переданы экспонаты ликвидированного музея Общества археологии, истории, этнографии и естествознания).

4 июля 1932 г. было принято Постановление Средне-Волжского краевого исполнительного комитета о частичном консервировании Средне-Волжского краевого музея и сокращении штата музея до 9 человек, в связи с чем значительная часть сотрудников музея (семь человек) была передана в распоряжение ГОРОНО или уволена по сокращению штата. В музее существовали следующие отделы: «Природа и производительные силы» (зав. отделом – М.И. Воронина), Соцстроительства (Лидия Гурьевна Лисицина), художественный (зав. отделом – Михаил Иванович Степанов), общих формаций и истории (зав. отделом – Владимир Иванович Марков).

Часть экспонатов музея (прежде всего предметы из археологической коллекции и собрание египетских древностей) в 1932 г. была передана Государственному Эрмитажу.

В сентябре 1933 г. в срочном порядке по решению Крайисполкома музей был переведен в новое здание по ул. Пионерской, 22 (бывший особняк купца Сурошникова), и с конца 1933 г. начались работы по созданию новой музейной экспозиции.

В 1935 г. в музей поступила коллекция минералов академика А.Е. Ферсмана.

В 1934-1935 г. была осуществлена попытка создания новой экспозиции по древнейшей истории края, концепцию которой разработал высланный в Самару из Ленинграда археолог Б.А. Латынин. 5 сентября 1936 г. в Постановлении Куйбышевского Краевого Комитета ВКП(б) «О состоянии и перспективах развития музеев края» ставилась задача «Превратить Краевой музей в показательный музей (с отделами природы, истории и социалистического строительства) и научный центр краеведческой музейной работы». Однако показательный музей все больше превращался в типовой музей советской эпохи, в центр политической пропаганды, и даже новая экспозиция была закрыта для индивидуального посещения и подверглась резкой критике как «идеологически невыдержанная» и подготовленная врагами народа.

Особенно тяжелым для музея оказались 1936-1938 гг. За это время в нем сменилось шесть директоров: М.Д. Философов (1936 г.), Г.А. Мартиросов (октябрь 1936-март 1937 гг.), Т.Ф. Кузнецова (март-июль 1937 г.), И. Шатунов (июль-ноябрь 1937 г.), П. Семенова (ноябрь 1937 г. – февраль 1938 г.), П.С. Ильичев (с февраля 1938 г.). В эти годы художественный отдел музея был преобразован в самостоятельный художественный музей (1937 г.), музей потерял часть коллекций, которые передавались в школьные музеи, областному государственному архиву, педагогическому институту. Значительная часть предметов из фондов музея была уничтожена как «не имеющая исторического значения».

Несмотря на все потрясения, в предвоенные годы музей становится одним из центров историко-краеведческой работы в крае. Сохранившийся научный потенциал музея использовался при организации научно-исследовательских работ на территории Куйбышевской области. Так, в 1936-1940 гг. сотрудники музея Н.В. Бакшаев, К.Н. Муромцева, О.С. Любушкина, З.Б. Надиева, Н.И. Чибирков, Н.К. Каргер, Фураев приняли активное участие в археологическом обследовании территорий, попадающих в зону затопления при строительстве Куйбышевского гидроузла. Собранные во время экспедиций материалы пополнили фонды не только Куйбышевского музея, но и ГИМа.

В самом начале Великой Отечественной войны музей был переведен из здания на ул. Пионерской, 22 в здание бывшего польского костела на ул. Фрунзе, 157 и законсервирован. Что означает в течение нескольких дней демонтировать и перевезти экспозицию большого музея и его фонды – могут представить себе только музейные работники. Удивительно, что при переезде пропало всего 894 экспоната (в основном из коллекции нумизматики и оружия). Еще 1052 серебряных предмета, среди которых были русские и иностранные серебряные монеты, Георгиевские кресты, серебряные кресты, в августе 1941 г. были переданы в фонд Госбанка на нужды обороны.

Несколько музейных сотрудников (Н.И. Чибирков, А.Т. Петтоки, Н.В. Бакшаев, Н.К. Каргер) ушли на фронт, оставшиеся работали с передвижными выставками, читали лекции в воинских частях и на промышленных предприятиях города, проводили комплектование фондов по военной тематике. Для стационарных выставок в музее были выделены две комнаты.

После окончания войны музей еще долго не мог развернуть полноценную экспозицию, работая с посетителями на тематических выставках. В 1947-1948 гг. выставочная работа была свернута, и сотрудники музея были заняты проведением полной фондовой сверки. Сверку задерживал тот факт, что сотрудники музея отвлекались на внемузейные мероприятия: так, например, они неоднократно отправлялись в длительные командировки в сельские районы для организации культмассовой работы во время уборочной компании 1948 г.

По итогам проверки музейных фондов часть коллекций, как не имеющая краеведческого значения, была передана музеям Ульяновской и Чкаловской (Оренбургской) областей, а часть библиотечного фонда поступила в областную библиотеку.

В 1950-1951 гг. сотрудники музея Н.В. Бакшаев и К.Н. Муромцева продолжили работу в составе Куйбышевской археологической экспедиции в зоне затопления Куйбышевской ГЭС. Часть полученных материалов из раскопок и разведочных сборов после обработки в ИИМК была передана в фонды Куйбышевского музея.

В 1951 г. музей в очередной раз ждала реорганизация. Постановлением Комитета по делам культурно-просветительских учреждений Краеведческий музей объединялся с Музеем Революции в единый Куйбышевский областной музей краеведения. Основной упор в работе музея делался на изучении и представлении советского периода истории края.

Ветер перемен, повеявший после XX съезда КПСС, коснулся и Куйбышевского областного музея краеведения. В 1958 г. при музее был создан Учёный Совет, открылась построенная на краеведческом материале экспозиция, посвященная дореволюционной истории края.

Многое для становления Куйбышевского областного музея краеведения сделал Константин Леонтьевич Сорокин, ветеран Великой Отечественной войны, Почётный гражданин городов Щекино (Тульская обл.) и Калуги, бывший директором музея в 1959-1964 гг. При нем в 1962 г. открылась первая часть обновленной экспозиции отдела истории советского периода. Музей искал новые формы работы. Так, в 1962 г. тысячи людей познакомились с выставками передвижного вагон-музея, организованного в составе агитпоезда по маршруту Куйбышев-Сургут-Сенная.

В 1963 г. музей начал издавать собственный тематический сборник «Краеведческие записки», значительное место в котором заняли публикации с результатами научных исследований сотрудников музея.

В 1966 г. открылась новая экспозиция отдела природы, которую до сих пор вспоминают в Самаре. В экспозиции были представлены и материалы, собранные во время геолого-ботанических экспедиций, организованных заведующей отделом природы музея Т.В.Тезиковой и научным сотрудником отдела природы Т.И.Плаксиной.

В 1970-е гг. благодаря усилиям сотрудника отдела дореволюционной истории Р.М. Ключниковой (Юнусовой) музей организовывал собственные археологические экспедиции, принимал археологические коллекции из других учреждений - Куйбышевского государственного педагогического института и Куйбышевского государственного университета. Новые экспонаты были использованы при модернизации экспозиции древнейшей истории края, а постановка на учет крупных археологических коллекций во многом способствовала повышению официального статуса музея до II категории. Особые заслуги в развитии музея принадлежат Ф.Т. Мажаеву, который был директором в 1973-1982 гг.

В 1974 г. была создана новая экспозиция отдела советского общества. Несмотря на политизированность и заданность ее структуры, экспозиция получилась интересной, показывавшей историю края через историю жизни конкретных людей, принадлежавших к различным поколениям.

Открытие новой экспозиции дало возможность Куйбышевскому областному музею краеведения принять активное участие во Всесоюзном и Всероссийском смотрах (1974-1977 гг.) отделов истории советского общества, посвященных 60-летию Советской власти. Несомненно, участие в смотрах привело к положительным результатам: в музее активизировалась научно-исследовательская и массовая работа, работа по комплектованию фондов, по совершенствованию существующей экспозиции. В работе историко-революционной секции при музее активное участие принимало около 200 человек, читавших лекции, выступавших на заводах, в учебных заведениях, воинских частях. В музее происходил прием в члены ВЛКСМ, там принимали присягу молодые воины. В 1977 г. был поставлен своеобразный музейный рекорд, превзойти который в Самаре вряд ли когда-нибудь удастся: за год музей посетило около 500 тысяч человек.

Привлечению посетителей способствовало и развитие сети филиалов. В 1974 г. музею был передан Дом-музей М.В. Фрунзе, до этого находившийся в ведении штаба ПРИВО, в 1978 г. - музей истории г. Новокуйбышевска.

В 1970-1980-е гг. Куйбышевский областной музей краеведения по праву считался одним из крупнейших региональных музеев страны. Добиться официального признания своих заслуг музеям всегда было непросто, и тем ценнее тот факт, что Куйбышевский музей неоднократно отмечался: так, например, в 1986 г. в честь 100-летия со дня открытия музей был награжден Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.

Последним крупным событием в советской истории областного музея стало открытие в 1989 г. в бывшем доме Курлиной (ул. Красноармейская,15) новой экспозиции отдела дореволюционной истории, в которой была представлена история края с момента строительства Самарской крепости до событий гражданской войны.

Наступившие 1990-е годы не только принесли резкие изменения в политической жизни страны, но и коренным образом сказались на судьбе музея. С одной стороны, музей лишился двух основных помещений, переданных религиозным конфессиям по указу Президента Б.Н. Ельцина: здания православного храма на ул. Чапаевской, в котором размещался отдел советской истории, и здания католического костела на ул. Фрунзе, в котором находились экспозиции отдела природы и древнейшей истории края, а также фонды музея и кабинеты сотрудников. С другой стороны, предложение сотрудников краеведческого музея о передаче музею здания Ленинского мемориала было поддержано главой администрации области К.А. Титовым, депутатами Областного совета народных депутатов, общественностью. 18 сентября 1992 г. было подписано Постановление Администрации Самарской области «О присвоении имени П.В. Алабина Самарскому областному музею краеведения», а 26 апреля 1993 г. Глава Администрации Самарской области К.А. Титов подписал Распоряжение «О создании Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина». В Распоряжении говорилось об объединении двух музеев (Областного краеведческого музея им. П.В. Алабина и Самарского филиала Центрального Музея В.И. Ленина) и создании Историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина с передачей ему музейных зданий на правах оперативного управления. В состав нового музея включалось 4 филиала: Дом-музей В.И. Ленина в Самаре (ул. Ленинская,135); Дом-музей М.В. Фрунзе (ул. Фрунзе, 114); Музей истории г. Новокуйбышевска и Дом-музей В.И.Ленина в с. Алакаевка Кинельского района.

Директором Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина была назначена Л.В. Кузнецова, сумевшая сплотить в единый коллектив сотрудников двух музеев, первоначально настороженно относившихся друг к другу.

В 1993 г. в здании бывшего Ленинского мемориала начала работать первая музейная краеведческая выставка: «Возвращенные имена», посвященная самарцам – жертвам репрессий 1930-1950-х гг. В этом же году впервые после долгого перерыва были организованы археологические экспедиции, которые, наряду с природными и этнографическими, становятся традиционными.

В 1993-1996 гг. в музее были созданы стационарные фондовые выставки, объединенные общим названием «Музей и его коллекции»: «История музея и его коллекции», «Природные ресурсы Самарского края», «Животный мир Самарского края», «Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны», «От каменного века до Золотой Орды». Помимо создания стационарных экспозиций, музей активно организовывал временные выставки, открытие которых становилось событием в культурной жизни города.

В 1990-е гг. свою тему находит и филиал музея - Дом-музей В.И.Ленина в Самаре. Основная мемориальная экспозиция, посвященная семье Ульяновых, была сохранена, а на первом этаже – в бывшей лавке и жилых помещениях купца Рытикова - реализуются выставочные проекты, посвященные преимущественно детской тематике (игры и игрушки, школа и образование, образы русских сказок и т.п.).

На работу с детской аудиторией рассчитана и организованная впоследствии в основном здании музея специализированная детская площадка, развивающаяся в рамках проекта «Маленькая дорога в большой мир».

В своей деятельности музей активно использует новые информационные технологии. Еще в 1990-е гг. было создана единая музейная компьютерная сеть, началось формирование музейных фондовой и библиотечной баз данных. В 1997 г. в числе первых российских музеев музей создал собственный сайт, на котором регулярно размещается информация, рассказывающая о деятельности музея и о хранящихся в музее коллекциях. В настоящее время сайт Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина (www.alabin.ru) является одним из наиболее популярных среди российских музейных сайтов.

Отчетливо понимая ограниченность бюджетного финансирования, музей активно привлекает для реализации своих проектов сторонние средства. Десятки проектов, подготовленные сотрудниками музея, были осуществлены при поддержке различных фондов: Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Института «Открытое Общество», Фонда Форда, Фонда IREX, Фонда Президента РФ, Фонда Потанина и др., а также по целевым программам Правительства Самарской области. Благодаря привлеченным средствам были проведены научные конференции, построена природная экспозиция, реализованы выставочные проекты: «Народный космос», «Архитектура на кончиках пальцев», «Мир на ладони», «Руками трогать обязательно», «Спутанные нити», «Духовное единство в культурном многообразии», проводились военно-исторические фестивали «Битва Тимура и Тохтамыша на реке Кондурча», «России верные сыны», «Закрытое пространство в открытом обществе», «Тревожные дни Самары» и т.д.

В 1990-е гг. музей фактически становится одним из центров научной и краеведческой работы Поволжского региона. В 1993 г. в музее была проведена региональная научно-практическая конференция «Проблемы регионального природоведения», в 1994 г. - научная конференция, посвященная 170-летию со дня рождения П.В. Алабина, а также 75-летию Самарского общества археологии, истории, этнографии и естествознания и 25-летию Средневолжской археологической экспедиции.

В 1995 г. была проведена первая международная научная конференция: «Культуры степей Евразии второй половины I тысячелетия н.э.», которая стала традиционной. С 2001 г. традиционным стало и проведение межрегиональной конференции «Самарский край в истории России».

Серьезным теоретическим вкладом в развитие музееведения стала публикация в 1998 г. подготовленной совместно со лабораторией музейного проектирования Института культурологии РАН (г.Москва) Концепции развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина «Музей и коммуникация». Изданная книга до сих пор является не только руководством в деятельности СОИКМ им. П.В. Алабина, но и используется в качестве методического пособия преподавателями ВУЗов и сотрудниками музеев России.

Проявлением накопленного научного потенциала музея стала активная издательская деятельность музея. В 1995 г. был возобновлен выпуск «Краеведческих записок» (вышли выпуски VII-XV), начаты новые музейные серии: «Из истории музейных коллекций» (вып.1-2), «Самарский край в истории России» (выпуск 1-3), изданы восемь томов материалов I-IV международных археологических конференций «Культуры степей Евразии второй половины I тысячелетия н.э.», международной конференции «Контактные зоны Евразии на рубеже эпох», всероссийской конференции АДИТ. Музей публикует научные каталоги отдельных коллекций, выходят в свет монографические издания, подготовленные сотрудниками музея.

Признанием растущих позиций Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина в российском музейном сообществе стало его успешное участие во Всероссийском фестивале «Интермузей», где музей выглядел очень достойно.

Событием в культурной жизни Самары стало открытие в 2004 году после реэкспозиции филиала музея - Дома-музея М.В. Фрунзе. В новой экспозиции, концепция которой разрабатывалась при участии ведущих самарских историков, гражданская война показана как величайшая трагедия народа. По возможности объективно представлены материалы, рассказывающие не только о боевых действиях Красной армии и политике советского правительства, но и о сущности белого движения.

В начале нового тысячелетия музей начинает реализовывать международные проекты. В 2000-2009 гг. совместно с Канадским музеем цивилизации реализован совместный выставочный проект «Хозяева степей: древние кочевники России и Канады», не имеющий аналогов в мировой музейной практике. Для создания совместной выставки были использованы результаты многолетних археологических исследований в обоих регионах, результатом которых стала книга «Хозяева степей: древние кочевники степей Евразии и Северной Америки», изданная на английском, французском и русском языках. В 2006-2007 гг. выставка работала в Канадском музее цивилизации, в 2008-2009 гг. - в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина. В двух музеях выставку посетили 155 000 человек.

В настоящее время в рамках заключенного договора с Региональным историческим музеем г. Стара Загора (Болгария) разрабатываются новые совместные выставочные музейные проекты.

Свой очередной юбилей музей встречает с новыми идеями. Сотрудники музея готовят новые выставки, разрабатывают новые интерактивные программы, проводят научные исследования. Начинается реконструкция Дома Курлиной, в котором после завершения реставрационных работ планируется открытие Музея Модерна.

Более 200 тыс. человек, которые ежегодно посещают музей, знакомясь с наиболее яркими экспонатами из 200-тысячной музейной коллекции, свидетельствуют о востребованности музея. И нам вместе с ними хочется верить, что Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина ждет большое будущее.

ЗАВЕДУЮШИЕ И ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ
Ф.И.О.Дата
Самарский публичный музей
1Алабин Петр Владимирович1882 г. - 10.05.1896 г.
2Федоров Николай МихайловичДекабрь 1896 г. – октябрь 1900 г.
3Смирнов Александр АлександровичОктябрь – декабрь 1900 г., 1916 г. - февраль 1917 г. (?)
4Пермяков Сергей Ефимовичянварь 1901 г. - февраль 1917 г. (1915 г. ?)
Самарский городской публичный музей. Городской Александровский музей
5Головкин Константин Павловичфевраль 1917 г. - сентябрь 1917 г.
С 21 мая 1918 г. – Самарский городской музей. С марта 1919 г. – Самарский губернский музей.
6Яковлев Федор Тимофеевич (до 18.1.1933 г. – управделами музея, до 7.5.1934 г. - бухгалтер)1 октября 1917 г. – 3 июля 1919 г.
С.И. Гинзбург (с 3 июля 1919 г.), Комитет по заведыванию Самарским губернским музеемИюль - сентябрь 1919 г.
Коллегия ГОНО по делам охраны памятников искусства и старины в составе К.П. Васильева, С.И. Гинзбурга и Л.В. Идлиса2 ноября 1919 г. – 2 февраля 1921 г.
7Башкиров Алексей Степанович (председатель коллегии))2 февраля 1921 г. - сентябрь 1922 г.
Самарский губернский научный музей. С марта 1925 г. - Самарский государственный областной музей. С 14 мая 1928 г. по 20 октября 1929 г. - Средне-Волжский областной музей
8Гольмстен Вера Владимировна15 октября (сентябрь) 1922 г. – 20 сентября 1929 г.
С 20 октября 1929 г. по 27 января 1935 г. - Средне-Волжский краевой музей краеведения
9Беркутов Николай Михайлович 20.09.1929 г. - 12.05.1931 г.
10Малова Е.М.12.05.1931 г. - 29.12.1931 г.
11Гаврилов И.А.29.12.1931 г. - 11.12.1933 г.
12Смирнов В., и.о. директора 11.12.1933 г. - 30.12.1933 г.
13Авакумова П.И., и.о. директора (по совместительству) 30.12.1933 г. - 10.04.1934 г.
14Шапошников Г.П.10.04.1934 г. - 11.05.1934 г.
15Марков Владимир Иванович, и.о. директора 12.05.1934 г. - 01.10.1934 г.
С 27 января 1935 г. по 5 декабря 1936 г. - Куйбышевский краевой музей краеведения
16Шатунов Иван Михайлович01.10.1934 г. - 15.09.1935 г.
С 05 декабря 1936 г. по 25 января 1991 г. - Куйбышевский областной музей краеведения
17Мартиросов Гурген Амирханович. С 16.8.1935 г. – зам. директора15.09.1935 г. - 22.07.1937 г.
18Кузнецова Т.Ф. 26.07.1937 г. - 03.11.1937 г.
19Семенова П. 03.11.1937 г. - 11.02.1938 г.
Куйбышевский краеведческий музей
20Ильичев Петр Семенович 11.02.1938 г. - 13.09.1939 г.
21Житлов В., и.о. директора 13.09.1939 г. - 09.10.1939 г.
22Чибирков Николай Иванович 04.09.1939 г. - 09.12.1941 г.
23Никифоров Алексей Григорьевич 09.12.1941 г. - 02.07.1949 г. (до 1941 г. - директор музея Революции, с 04.7.1949 г. – дир. Обл. библ.)
24Калинин Стефан Дмитриевич (и.о. директора, с 16 сент. – директор)02.07.1949 г. - 20.10.1950 г.
Куйбышевский областной музей краеведения (1951 г. – постановление Куйбышевского облисполкома о слиянии музея краеведения и музея Революции в Куйбышевский областной музей краеведения)
25Виноградова Александра Владимировна (и.о. директора, до этого – зам. по науке – с 5.7.1949) 20.10.1950 г. - 17.03.1951 г.
26Анпилогова М.Н. 17.03.1951 г. - 23.11.1957 г.
27Маркевич Н.И., и.о. директора 23.11.1957 г. - 16.01.1958 г
28Суслин П.И. 16.01.1958 г. - 20.03.1958 г.
29Кручинина Анна Петровна 20.03.1958 г. - 14.05.1959 г.
30Сорокин Константин Леонтьевич 14.05.1959 г. - 31.07.1964 г.
31Лукашевич Екатерина Васильевна 31.07.1964 г. - 1971 г.
32Бурлин В.П. Январь 1972 г. - 03.07.1973 г.
33Мажаев Федор Тимофеевич 01.08.1973 г.- 1982 г.
34Лабинский Владимир Г. 1982 г. - 27.11.1984 г.
35Грачев Луиджи Александрович Февраль – июль 1985 г.
С 25 января 1991 г. по 26 апреля 1993 г. - Самарский областной музей краеведения
36Земскова Галина Ивановна 01.08.1985 г. - 28.02.1991 г.
37Широкова Виолетта Николаевна, и.о. директора 28.02.1991 г. - 12.04.1991 г.
18 сентября 1992 г. Самарскому областному музею краеведения было присвоено имя П.В. Алабина
38Виноградов Анатолий Валентинович 12.04.1991 г. - 15.04.1993 г.
С 26 апреля 1993 г. – Самарский областной краеведческий музей им. П.В. Алабина.
С 1 июля 1993 г. – Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина.
39Кузнецова Людмила Валентиновна С 15.04.1993 г.
40Лисейчев Владимир Николаевич С 2014 г.

Список составил Д.А. Сташенков при участии Т.Ю. Конякиной

Хроники музея

(по материалам Т.В. Крайновой: Из хроники СОИКМ им. П.В. Алабина // Научный архив СОИКМ им. П.В. Алабина. Ф.9. Оп.2. Д.33. Л.42-63)

17 октября 1870 г.

Письмо бывшего самарского губернатора Г.С.Аксакова П.В.Алабину с просьбой принять в музей при публичной библиотеке собранные в Самарской губернии во время его правления естественноисторические и археологические материалы.

29 января 1880 г.

На заседании Самарской городской думы (далее СГД) член Подготовительной комиссии П.В. Алабин прочитал доклад, в котором комиссия признала «за лучшее соорудить приличное здание для существующей уже в Самаре библиотеки и в том же здании устроить публичный музей, который имел бы средством изучения Самарского края в отношении естественном, сельскохозяйственном, техническом и историческом».

П.В. Алабин вынес на обсуждение СГД составленный им «проект устройства здания для публичной библиотеки и музея, устройства и хранения музея».

5 февраля 1880 г.

СГД постановила соорудить на углу улиц Дворянской и Алексеевской здание для публичной библиотеки «с устройством в оном музеума».

19 февраля 1880 г.

Великий князь Николай Константинович передал в музей «одежду и принадлежности туркмен» (седло, шашка, штаны, рубаха, сапоги, халат – всего 14 наименований).

15 апреля 1882 г.

П.В. Алабин стал заведующим учреждений, формируемых при Александровской публичной библиотеке (АПБ): музеем и Залом императора Александра II.

15 декабря 1882 г.

СГД утвердила проект Зала императора Александра II, представленный Библиотечным комитетом. Проект подготовил П.В. Алабин.

1883 г.

СГД стала выделять средства на устройство Зала императора Александра II. Заведена Книга почётных посетителей в Зале императора Александра II.

Июль 1886 г.

Начата работа по сбору фондов музея через обращения к частным лицам, учреждениям, ученым обществам.

2 августа 1886 г.

На рассмотрение СГД представлен доклад Самарской городской управы с проектом устройства публичного музея.

В нём были определены задачи, направления деятельности музея, его устройство и система административного руководства.

Автором проекта был П.В. Алабин. Устраиваемое учреждение имело свою выставку и печать «Самарский публичный музей».

Музей находился в ведении Попечительского Комитета Александровской публичной библиотеки.

13 ноября 1886 г.

СГД постановила: доклад принять и разрешить приём предметов для музея.

1887-1888 гг.

Среди «доброхотных» поступлений в музей: альбом фотоснимков солнечного затмения 1887 г. фотохудожника Васильева в г. Самаре; альбом фотопортретов гласных Самарской городской думы со времени введения городового положения; образцы добываемой соли и коллекция изделий из неё (гиря, пароход и др.); образцы нефти и всех продуктов из неё; образцы продуктов сахара и рафинада (сахарная голова). Музейные предметы строго систематизировались и каждый снабжался подробным объяснительным ярлыком.

11 апреля 1891 г.

Заявление гласного СГД В.Е.Буслаева о необходимости передачи Губернскому земству публичного музея и зала императора Александра II, так как П.В. Алабин не мог оставаться гласным СГД и избираться в должности по городскому управлению, став председателем Самарской губернской земской управы.

Большие ценности могут быть утрачены из-за невозможности обеспечения необходимых условий хранения, так как у города нет средств. Музей принадлежит всему краю, а не только Самаре.

П.В. Алабин остался заведующим Самарским публичным музеем и Залом императора Александра II.

11 апреля 1891 г.

Великий князь Георгий Михайлович прислал свой труд «Русские монеты 1881-1890 гг.». Это уже четвертое приношение князя Залу императора Александра II.

28 августа 1892 г.

П.А. Ососков передал музею в дар коллекцию слепков вымерших третичных животных, хранящихся в Парижском музее.

23 сентября 1892 г.

Директор Московского и Румянцевского музеев, действительный статский советник В.А. Дашков пожертвовал в Самарскую публичную библиотеку из дублетов музеев иностранные и русские книги и брошюры, 202 наименования в 784 томах; в Зал императора Александра II – 20 наименований в 24 томах и 7 альбомов с портретами лиц, отличившихся заслугами в войне 1853-1856 гг.

1885 г.

П.В. Алабин опубликовал «Древности, найденные в Самарской губернии и хранящиеся в Самарском публичном музее».

5 мая 1896 г.

Скончался организатор и первый заведующий музеем П.В. Алабин. В память о его заслугах СГД постановила установить в музее на специальном постаменте портрет П.В. Алабина, выполненный по заказу Городской управы академиком живописи А.Н. Новоскольцевым.

7 июня 1896 г.

Письмо В.В. Алабиной с просьбой принять в музей 2 витрины со старинными монетами и медалями согласно завещанию П.В. Алабина.

Август 1896 г.

Городская библиотека и Городской музей переведены в новое здание, приобретенное СГД – дом Ушаковой, где размещалось Благородное собрание, на улице Дворянской, 145 (сейчас Куйбышева, 113).

1898 г.

Н.М. Федоров издал «Указатель предметов, хранящихся в Самарском публичном музее».

8 марта 1898 г.

К.П. Головкин подготовил для Городской управы письмо-обращение к художникам России с просьбой присылать свои произведения в дар новому отделу Самарского городского музея.

22 апреля 1898 г.

А.П. Алабин пожертвовал музею мюнц-кабинет П.В. Алабина.

24 мая 1898 г.

После окончания работ по расстановке коллекций Самарского публичного музея и Зала императора Александра II в день Святой Троицы, после молебна, эти учреждения были открыты.

Музей занимал две комнаты и имел право в общем зале с библиотекой помещать картины художников. Первая экспозиция музея имела 12 отделов: археологический, сельскохозяйственный, кустарный, этнографический, художественный и др.

Октябрь 1900 г.

Заведующим Залом императора Александра II и заведующим Самарским публичным музеем стал член Библиотечного комитета А.А. Смирнов.

1901 г.

Заведующим музеем стал С.Е. Пермяков.

Музей имел 7 отделов: археологии и истории края, этнографии, промыслов (сельское хозяйство, кустарные промыслы), зоологии, ботаники, геологии и минералогии, отдел художеств.

При музее существовала и библиотека.

Положено начало собиранию гербария Самарской флоры.

В отчёте 1901 г. выражена благодарность «за работу на пользу музея самарским жителям, отдавшим бескорыстно свое время и труд на систематизацию имевшегося в музее материала и прилив в музей пожертвований, среди которых немало интересных предметов».

Сентябрь 1908 г.

Создано общество по сооружению и поддержке «Дома науки и искусств» в Самаре. Его организаторы: К.П. Головкин, П.А. Преображенский, В.А. Михайлов, В.В. Гундобин.

Зима 1914 г.

«Объединение любителей старины» (Ф.Т. Яковлев, К.П. Головкин, П.А. Преображенский, С.А. Хованский, А.Г. Елшин) начало работу по созданию отдела Первой мировой войны. Позднее созданы церковно-археологический и революционный отделы музея.

1915 г.

Проведено более 20 выставок самарских художников. Организатор – К.П. Головкин.

Весна 1915 г.

При Самарском городском музее организован Музейный кружок.

Май 1916 г.

На основе Музейного кружка организовано Археологическое общество.

4 марта 1917 г.

К.П. Головкин составил докладную записку о неудовлетворительном состоянии Самарского городского публичного музея и особенно зала художественного отдела. После февральской буржуазно-демократической революции Зал императора Александра II закрыт. В нём организован отдел «Война и русская революция».

Август 1917 г.

Член Самарской Губернской Архивной Ученой Комиссии С.А. Хованский по собственной инициативе принимал меры по спасению культурных ценностей. В Городской музей переведен Аксаковский архив.

Март 1917 г. - октябрь 1917 г.

К.П. Головкин заведовал Самарским городским публичным музеем.

Октябрь 1917 г.

Музеем руководила Комиссия по заведованию Самарским городским музеем (1917-1919). Директором был Ф.Т. Яковлев.

1917 г.

В дар музею поступило: от 72 лиц – 900 предметов; от 13 учреждений – 128 предметов.

Приобретено музеем 1539 предметов.

В отдел «Самара в войне» поступило большое количество предметов: фотографий – 210, книг, брошюр, открыток, писем, воззваний, плакатов, значков – «пока не поддаётся точному учету».

18 апреля 1918 г.

С.А. Хованский в музей привез фундаментальную библиотеку Самарской духовной семинарии с рукописным фондом.

Самарский публичный музей переименован в Самарский городской музей.

21 мая 1918 г.

Общее количество предметов за 35 лет существования Самарского городского музея около 22 000, разделенных на 22 отдела: географический, геологический, палеонтологический, зоологический, энтомологический, антропологический, сельскохозяйственный, технический, кустарный, археологический, этнографический, военный, революции, церковный, полицейский и др.

15 марта 1919 г.

Решено организовать отдел изящных искусств при Самарском городском музее и просить Совет Государственного Эрмитажа и отдел Изобразительных искусств о пополнении коллекций и фонда музейной библиотеки. Также обратились в Совет Московского Исторического музея и бывший Музей Императора Александра III.

Март 1919 г.

Музей сменил статус: стал называться не городским, а губернским.

Июнь 1919 г.

Решено присоединить естественноисторический музей Самарского госуниверситета к Губернскому музею ввиду выселения его из здания университета.

5 сентября 1919 г.

Приказ о назначении В.В. Гольмстен заведующей историко-археологическим отделом.

Предложено организовать при Губернском музее секцию Самарских филателистов (15 чел.), которая берется устроить при музее отдел почт. Председатель секции филателистов - Рябинкин, товарищ председателя - Ф.Т. Яковлев, секретарь - Биш.

После сентября 1919 г.

По результатам ревизии по мандату ГУБОНО отмечается не только огромная материальная, но и научная ценность и государственное значение Самарского губернского музея. Отмечено отсутствие инвентарных описей музейных предметов.

Организованы поездки в Пугачевский уезд по спасению разгромленных и разграбленных ценностей Никольского и Спасо-Преображенского монастырей, библиотеки и архива в имении Протопопова в селе Духовницкое.

1919-1921 гг.

Поступление художественных, естественноисторических коллекций из разных реформированных учреждений (Самарский университет и др.).

15 марта 1921 г.

Создана особая комиссия для приема музея, учета и управления им из членов Самарского общества археологии, истории, этнографии и естествознания.

Обширный акт свидетельствует о хаотичном состоянии музея, порче и исчезновении некоторых ценностей (после самовольного отъезда зав. музеем и его помощника).

1922-1929 гг.

Директор Самарского губернского научного музея - Вера Владимировна Гольмстен.

1922-1924 гг.

Созданы музеи-филиалы:

1. Военный при Управлении военными заведениями ПРИВО,

2. Криминальный при УРО,

3. Историко-революционный,

4. «Комната старой Самары»,

5. «Аксаковская комната».

1923 г.

В музее создано этнографическое отделение. Все вещи приобретены в обмен на муку, пожертвованную иностранной организацией. Вещей мало, особо ценные – национальные костюмы мордвы и татар.

Музей открыт с 1923 г. для посетителей по четвергам и воскресеньям за мизерную плату.

1924 г.

Самарский губернский научный музей имел отделы: художественный, краеведения, естественноисторический, истории культуры и религий (отдел репродукции и моделей культов). Музей Голода был свернут и передан в Самарский научный музей. Реорганизация музея обществом Археологии, истории, этнографии и естествознания.

1925 г.

Открыта Комната Ленина в Доме Ленина.

Март 1925 г.

Самарский губернский научный музей переименован в Самарский государственный областной музей.

1928 г.

Постановление облисполкома о преобразовании естественноисторического отдела музея в краеведческий.

Криминальный музей выделен и передан в распоряжение УГРО. Вновь создан Военный музей.

1929 г.

Самарский государственный областной музей преобразован в Областной музей краеведения.

1931 г.

В фонды музея поступили экспонаты музея Общества археологии, истории, этнографии и естествознания.

1932 г.

Основан музей В.И. Ленина в с. Алакаевка (Кинельский р-н).

1933 г.

По решению Крайисполкома музей переведен в здание по ул. Пионерской, 22 (бывший особняк купца Сурошникова).

23 февраля 1934 г.

Открыт дом-музей М.В. Фрунзе.

1935 г.

В дар музею передана коллекция минералов академика А.Е. Ферсмана.

1936 г.

Директором Краеведческого музея назначен Марк Дмитриевич Философов.

25 марта 1936 г.

Получено из музейного фонда г. Ленинграда 56 предметов фарфоровой посуды.

Из Института археологии, этнографии и антропологии АН СССР поступила коллекция палеолитических орудий из раскопок В.А.Городцова.

1936-1937 гг.

Директор Краеведческого музея - Гурген Амирханович Мартиросов.

15 августа 1936 г.

По личному распоряжению директора музея Мартиросова Г.А. сельскохозяйственному институту передана коллекция минералов и костей ископаемых животных из 62 музейных предметов, в их числе: халцедон, змеевик, кость мамонта и др.

5 сентября 1936 г.

В Постановлении Куйбышевского Краевого Комитета ВКП(б) «О состоянии и перспективах развития музеев края» (секретно) определялось:

1. Превратить Краевой музей в показательный музей (с отделами природы, истории и социалистического строительства) и научный центр краеведческой музейной работы.

2. Поручить Краевому управлению по делам искусств организовать в г.Куйбышеве краевой художественный музей путем передачи экспонатов из Куйбышевского, Ульяновского, Пензенского и Сызранского музеев и к 1 октября 1937 г. выделить помещение.

3. Присоединить Антирелигиозный музей к краеведческому музею.

8 октября 1936 г.

Краевому управлению по делам искусств переданы музейные предметы художественного отдела в количестве 7050 предметов.

1 марта 1937 г.

Директором Краеведческого музея назначена Т.Ф. Кузнецова

Март 1937 г.

По распоряжению директора Т.Ф. Кузнецовой сделаны крупные передачи экспонатов школьному музею (Музей наглядных пособий, директор Полбицына) из экспозиции отделов природы и Антирелигиозного музея в количестве 301 единицы.

Июнь 1937 г.

Областному государственному архиву переданы планы и чертежи уездных городов, общественных построек, карты уездов; материалы о деятельности АРА; планы г. Самары; афиши театров и торговых заведений; книги, брошюры и журналы из Зала императора Александра II – всего 135 единиц.

132 предмета из Зала императора Александра II как «не имеющие исторического значения» были уничтожены.

По личной договоренности директора музея Кузнецовой Т.Ф. пединституту передана коллекция минералов в количестве 129 ед., в их числе: топаз, опал, гранат, золото в кварце, кабальтовые цветы, малахит и др.

17 февраля 1938 г.

Директором Куйбышевского краеведческого музея становится Петр Семенович Ильичев.

25 октября 1938 г.

Постановление об «Организации особых фондов печати и экспонатов при научно-исследовательских государственных и ведомственных музеях СССР». Передано в Облито и уничтожено 2 074 экспоната.

3 января 1940 г.

Открыт дом-музей В.И. Ленина в г. Куйбышеве.

1941 г.

В связи с военными нуждами музей экстренно, в 24 часа переведен из здания на ул. Пионерской, 22 в здание бывшего польского костела на ул. Фрунзе, 157 и законсервирован. При переезде пропало 894 экспоната. Более всего пострадали коллекции нумизматики и оружия.

11 августа 1941 г.

В фонд Госбанка передано 1 052 серебряных предмета, среди них казахские браслеты, русские и иностранные серебряные монеты, кресты Георгиевские, серебряные кресты.

1941-1945 гг.

Работа с передвижными выставками по темам.

1947 г.

Директором Куйбышевского краеведческого музея становится Никифоров Алексей Григорьевич.

Из Музея Революции передана часть трофейного оружия, полученного в 1942 г. (винтовки, пистолеты).

1951 г.

Постановление Комитета по делам культурно-просветительских учреждений о слиянии Музея Революции и Краеведческого музея в единый музей под общим названием Куйбышевский областной музей краеведения.

1958 г.

Создан Учёный Совет музея.

1959-1964 гг.

Директор Куйбышевского областного музея краеведения ­— Сорокин Константин Леонтьевич, ветеран Великой Отечественной Войны, Почётный гражданин городов Щекино (Тульская обл.) и Калуги.

1963 г.

Изданы Краеведческие записки. Выпуск 1.

Февраль 1974 г.

Дом-музей М.В. Фрунзе стал филиалом Краеведческого музея. Принят от штаба ПРИВО как мемориальный сектор отдела истории Советского общества.

1978 г.

Музей истории г. Новокуйбышевска стал филиалом краеведческого музея. Основан в 1976 г. как общественный музей, в 1977 г. получил статус народного музея.

1982 г.

Фонд музейных предметов - 157 618 единиц, из них в экспозиции 10 000 единиц.

1986 г.

К 100-летию со дня открытия музей награжден Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.

18 сентября 1992 г.

Постановление Администрации Самарской области «О присвоении имени П.В. Алабина Самарскому областному музею краеведения».

26 апреля 1993 г.

Распоряжение Администрации Самарской области «О создании Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина».

Издано Распоряжение К.А.Титова, Главы Областной Администрации, об объединении двух музеев (Областного краеведческого и Самарского филиала Центрального Музея В.И.Ленина) и создании Историко-краеведческого музея им. П.В.Алабина с передачей музейных зданий на правах оперативного управления. В состав музея вошли филиалы:

1. Дом-музей В.И.Ленина – ул.Ленинская,135

2. Дом-музей М.В.Фрунзе – ул.Фрунзе, 114

3. Музей истории г.Новокуйбышевска

4. Дом-музей В.И.Ленина в с.Алакаевка Кинельского р-на.

1993 г.

Директором Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина назначена Людмила Валентиновна Кузнецова.

Сентябрь 2006 г.

Фонды СОИКМ им. П.В. Алабина насчитывают 233 704 единицы хранения.

2014 г.

Директором Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина назначен Владимир Николаевич Лисейчев.